ГлавнаяСобор сегодняВзгляд изнутри«Без знания истории мы не можем строить будущее»

«Без знания истории мы не можем строить будущее»

  0  фотографий
0 видео

Интервью с ключарем Ростовского кафедрального собора иереем Михаилом Новинским, куратором курсов по Ветхому Завету в Духовно-просветительском центре свт. Димитрия Ростовского

– Отец Михаил, Вы уже на протяжении трех лет читаете лекции по Ветхому Завету в Духовно-просветительском центре свт. Димитрия Ростовского при Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова. Расскажите, пожалуйста, в чем особенность курса и как сделать такой непростой и объемный материал интересным и доступным для понимания прихожан, зачастую не имеющих богословского образования?

– Говоря об особенностях нашего курса, сначала нужно сказать о том, что собралась группа, которая всегда открыта для всех желающих. Складывалась она постепенно: кто-то      приходил, кто-то      уходил. Общаясь друг с другом, мы вкратце рассмотрели – в течение двух лет (хотя может, это и странно, но объем достаточно большой) – историю Ветхого Завета. Потом мы приняли решение продолжать наши беседы с самого начала и рассматривать Ветхий Завет уже более подробно, более внимательно, тщательно. Люди, которые вновь приходят к нам и вливаются в наш курс, начинают, к сожалению, не сначала, но, тем не менее, им интересно даже с того момента, с которого они начали посещать беседы. Им интересно слушать и размышлять о тех проблемах, которые мы видим в Ветхом Завете.

Сложность этого курса в том, что Ветхий Завет не настолько понятен, открыт, как Новый, не настолько на слуху. Это очень древняя, давняя проблема – проблема начала христианской эпохи, II века от Рождества Христова. Был такой отец маркионитской ереси Маркион, который, прочитывая Ветхий Завет, сравнивал его с Новым. Изучая тексты, он увидел колоссальное несоответствие тех норм – нравственных, житейских, гражданских, – того образа жизни людей Ветхого Завета с теми заповедями, которые преподавались людям от Бога. Маркион задумался, почему в Ветхом Завете столько жестокости. Надо понимать, что Ветхий Завет, как, в общем-то, и Новый – это, по сути, история богочеловеческих отношений. И те ошибки, которые совершали люди, — это ошибки не от Бога. Эти ошибки – от людей. Если мы в отношении народов, либо отдельных людей видим некие несоответствия с тем, что требует Господь, мы должны прекрасно понимать, что эта проблема не в Боге и зло исходит не от Бога. А проблема в том, что люди неправильно воспринимают тот призыв Божий и те нравственные установления, которые являются нормальными для человеческой жизни. Неспособность воспринять Божьи заповеди, неспособность выстроить свою жизнь по Божественным нормам, принципам, приводит к тому, что люди живут, как мы говорим, во грехе. И история человечества – это, по сути, история грехопадения человека и попыток жить в этом греховном мире, попыток как-то      совмещать призыв Божий жить свято, честно и праведно в условиях нашего грешного мира. Поэтому зло человеческое, которое мы во многом видим в Ветхом Завете, объяснимо. Нравственность людей того времени была намного ниже, требования к ним были достаточно занижены. Христос пришел в то время, когда мир готов был Его принять, когда уже и нравственно, и где-то      психологически люди были готовы встретиться с Богом. Об этом мы и говорим на наших курсах.

Наши беседы как раз и помогают людям уйти от этой скрытой опасности маркионитства и осуждения Бога во зле. Мы пытаемся понять, каким образом тот исторический пример, который нам преподает Библия, мы можем использовать сегодня, прилагать его для своего спасения. Есть такая известная фраза: «Будущего не бывает без прошлого». История научает нас жизни современной и выстраиванию нашего будущего. Поэтому для правильного понимания, как нам жизнь сегодня, очень важно учитывать те ошибки, которые совершало человечество в прошлом, может быть, в чем-то       «не изобретать велосипед», в чем-то      учиться на чужих ошибках. Я считаю, в таких беседах очень важно практическое применение того богатого исторического опыта человеческого богообщения в нашей сегодняшней жизни. Этому мы стараемся уделять особое внимание на наших курсах.

– Хотелось бы узнать и о Ваших слушателях. Сколько постоянных посетителей, и как вливаются в группу новые, остаются ли они с вами, «начиная книгу с середину, с конца»? И что это за люди, которые, оставив многие свои важные (с житейской точки зрения) дела, приходят к Вам для обсуждения сложных духовных вопросов?

–Новые посетители остаются, а наш основной состав – около 10-15 человек. И это прихожане не только нашего собора, но и других храмов. Люди остаются, хотя возникают вопросы, непонятности, рассмотренные нами в прошлом году, нераскрытые для них. Есть и книги Ветхого Завета, которые остались для них за рамками бесед и слушательства. Все эти вопросы, так или иначе, поднимаются, и мы возвращаемся к глобальным вопросам прошлых тем.

Говоря о самих слушателях, отмечу: социальные и возрастные категории этих людей совершенно разные. Наши слушатели – это люди от 18 до 85 лет. И по социальному статусу – это совершенно разные люди. Это и преподаватели, и рабочие, и пенсионеры, и молодежь. Аудитория очень разная.

– Есть ли какая-то ответная реакция слушателей, как Вы понимаете, что они действительно заинтересованы? Как Вы оцениваете внимание аудитории?

– Во-первых, внимание определяется тишиной и глазами. Когда преподаватель видит ответ в глазах – даже не в их вопросах, — это очень важно. Я вижу, что люди внимательно слушают, читают с интересом текст. Вместе мы прочитываем некоторые тексты, что-то      обсуждаем, что-то      я пересказываю. Конечно, есть вопросы от слушателей. И что отрадно, это не только вопросы, которые касаются самой текстологии, но и вопросы, связанные с современностью: как нам с пользой для себя и своего спасения применить тот духовный опыт древнего богообщения к сегодняшнему дню и к самому себе.

– Вы практически ответили еще на один интересующий меня вопрос: актуален ли Ветхий Завет  — Завет, можно сказать, древнейший, «старый» – актуален ли он сегодня, современен ли?

– Актуален, безусловно. Еще раз повторюсь: без знания истории мы не можем строить будущее, без знания прошлого мы не можем шагать вперед.

***

Курсы по Ветхому Завету читаются в Духовно-просветительском центре свт. Димитрия Ростовского при Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы по понедельникам в 18.30 ч. Все желающие могут принять участие в обсуждении важных вопросов истории и значения Ветхого Завета. Лекции проходят в здании воскресной школы. Куратор курсов – иерей Михаил Новинский.

Беседовала Наталья Клюева

762 просмотра