ГлавнаяСобор сегодняВзгляд изнутриЗвук божественный и земной - акустическая система для Ростовского кафедрального собора

Звук божественный и земной - акустическая система для Ростовского кафедрального собора

  0  фотографий
0 видео

Звук божественный и земной — акустическая система для Ростовского кафедрального собора

Благолепие церковной службы складывается из многих параметров, среди которых важнейшим является красота и четкость церковного пения и чтения. В связи со сложной архитектурой самого помещения собора — его различной высотой и шириной в разных частях: притворе, основной части и алтаре, не каждое слово молебна четко слышно во всех уголках Божьего храма. А значит, возникает необходимость обеспечить слышимость, прибегая к специальным техническим средствам. Любая мысль об изменении чего бы то ни было или внесении каких-то новых элементов кажется неуместной, однако современные условия предъявляют новые требования к акустическим свойствам собора.

Важным и необходимым этапом масштабной реставрации Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы стала установка новой звуковой акустической системы, соответствующей всем современным требованиям. Очень важно, чтобы слова молитв и проповедей были четко и без труда слышимы каждым верующим на богослужении. Ведь молясь, мы должны внимать словам службы, сливаясь душой с прошениями и славословиями, которые возглашают священнослужители от лица всей Церкви. Необходимость установки новых специальных акустических систем продиктована также реализацией трансляции богослужения и на подворье соборного храма – для тех, кто не смог поместиться внутри из-за многолюдства.

Задача подбора и установки звукового оборудования требует немалого профессионализма. О выборе современного акустического оборудования и установке звуковой системы редактор официального сайта Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы побеседовала со звуковым дизайнером Олегом Анатольевичем Щербаковым – автором и исполнителем проекта озвучивания соборного храма, представителем творческого звукового объединения «Русские холмы».

— Олег Анатольевич, расскажите, почему так необходима установка акустической системы в соборе? Неужели недостаточно акустики, заложенной в архитектуре самого здания?

— Прежде всего, применение специальных технических звуковых средств, отвечающих всем запросам современности, обусловлено необходимостью обеспечить высочайшее качество звука. Выполненное на должном уровне усиление звука в храме не противоречит церковной традиции. Более того, оно помогает донести до верующих слово Божие. Молящиеся не должны затрачивать усилий на то, чтобы расслышать слова богослужения. Тогда им будет легче сохранять внимание и возноситься душой к Богу, а красота церковных мелодий поможет отрешиться от суеты.
Наша задача — обеспечить звукоусиление, передачу речи и при этом минимизировать влияние гигантского объема бетонного помещения на вынуждающие колебания акустики. Основная проблема том, что любой звук из точки, где стоит священнослужитель, многократно отражается от стен, пола и потолка и звучит ещё около 10 секунд. То есть соотношение мощности сигнала (речи) и создаваемого шума из-за переотражений крайне низкое.

— Какое усиление звука используется сейчас в соборе?

— В соборе и сейчас установлена звуковая система, но в ее возможностях только выполнение одной функции – увеличение и уменьшение звука. Надо сказать, что мало просто увеличить громкость, надо еще и сохранить звук неискаженным – ведь слово на богослужении несет не только информативную, но и духовную, эстетическую нагрузку. Эта задача при имеющемся сейчас оборудовании не всегда находит успешное решение. Недопустимо, чтобы усиленное микрофонами и динамиками пение хора казалось неестественно-механическим, а возгласы священника были нечеткими, заглушались посторонним призвуком. Звучание голосов певчих и духовенства должно быть ярким, живым, естественным, чтобы оно стало достойным украшением службы.

Архитектура самого сооружения такова, что, несмотря на акустическую неравномерность поверхностей, храм представляет собой связанные прямоугольные и цилиндрические резонаторы с собственными модами колебаний. Говоря более простым языком, архитектура и материалы храма должны «поднимать» голос служителя вверх и направлять его на каждого слушателя внизу так, чтобы звук шел «объёмно» как бы «с небес». Но на момент старта проекта на данном объекте архитектура не только не решает эту задачу, но и, наоборот, мешает разбирать голос.

— Какие звуковые особенности имеет соборный храм? Какая будет установлена акустическая система?

— Важная особенность храмового пространства – его сложность. Если, например, в театре актеры говорят лишь со сцены, так что звук должен быть усилен и направлен в зрительный зал, то в храме все обстоит иначе. Хор поет с клироса, духовенство движется по храму: то находится в алтаре, то выходит на литию в притвор, то, во время полиелея, воспевает величание в центре храма. Важно, чтобы звуковой уровень в разных частях храма был равномерным – иначе у молящихся возникнет дискомфорт из-за необходимости постоянно адаптироваться к разной громкости звучания. Сложные формы церковной архитектуры: наличие колонн, ниш, разная высота различных частей помещения также требуют особого внимания, дабы не возникало неозвученных областей, в которые не доходит звук. Большая высота храмового пространства увеличивает период ревебирации (время, за которое возвращается отраженный от поверхности звук) – следовательно, возрастает гулкость помещения и необходимы особые усилия, дабы избежать эха. Все это делает озвучивание храма задачей, посильной лишь специалистам, имеющим опыт работы с церковными зданиями и предлагающим высококачественное оборудование.

Таким профессиональным оборудованием выбрана Q-Sys — цифровая система распределения и обработки звука, созданная компанией QSC (США), признанным лидером в разработке профессиональных аудиорешений. Система Q-Sys не имеет аналогов по производительности, гибкости и масштабируемости, а также простоте и удобстве в использовании. Эта система позволяет не только транслировать звучание совершающегося богослужения, но и позволяет воспроизводить записанные церковные песнопения с разных носителей. Система имеет важную особенность – управлять процессом звукопередачи можно и дистанционно, используя, например, планшет или домашний компьютер.

В связи с тем, что Ростовский кафедральный собор является культурным памятником, охраняемым государством, важно, чтобы само оборудование: микрофоны, динамики, отражатели звука и другие технические средства не были заметны и не диссонировали с церковным интерьером. Для этого специально была разработана цветовая гамма устанавливаемых компонентов, такая, чтобы максимально соответствовала оформлению интерьера в соборном храме.

Для воспроизведения звука будут установлены компактные колонки итальянской компании K-Array, также соответствующие цветовой гамме интерьера Ростовского кафедрального собора и специально предназначенные для воспроизведения классической и хоровой музыки. Таких колонок, согласно разработанному проекту, будет около 30, что позволяет максимально реализовать задачу звуковоспроизведения в соборном храме.

Следует отметить, что также звуковая трансляция будет организована и вне собора — на его подворье. Для достижения такой цели будут специально размешены колонки и на колокольне.

— Какие преимущества имеет система Q-Sys над подобными установками?

— Во-первых, передача звукового сигнала в системе Q-Sys осуществляется по протоколу Q-LAN с использованием кабеля CAT5. Это значит, что при озвучивании исторического культурного памятника — соборного храма — для передачи аудиосигналов не требуется прокладывать множество отдельных кабелей, понадобится прокладка всего одного. Во вторых, система отличается также высокой производительностью и позволяет реализовать обработку и распределение до 1024 каналов аудио. Очень важно отметить, что потенциал для дальнейшего развития системы огромен: Q-Sys построена на базе процессоров Intel и работает под управлением операционной системы Linux, а значит, имеет большой потенциал для обновления и развития функциональности, отвечающей всем самым современным требованиям.

В результате проведенных акустических исследований была разработана схема, на которой четко показывается, как заполняется помещение соборного храма звуком, какое количество акустических систем будет использоваться, где и на какой высоте они будут находиться, а также выбрано специальное звуковое оборудование. Данный проект получил положительное экспертное заключение старшего преподавателя кафедры музыкальной звукорежиссуры и информационных технологий Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова.

Беседовала Виктория Алтунина

2065 просмотра