ГлавнаяСобор сегодняВзгляд изнутриО текущей реставрации росписей Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону

О текущей реставрации росписей Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону

О текущей реставрации росписей Кафедрального собора  Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону
  1  фотография
0 видео

Архитектурной доминантой старого центра города Ростова-на-Дону является его Кафедральный собор, ведущий свою историю с 1766 г., когда на месте ветхой часовни в Солдатском поселении близ крепости Св. Димитрия Ростовского была сооружена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. С течением времени церковь была перенесена верующими из восточного в западный форштадт. В 1795 году было решено построить из камня новый большой храм, который стал композиционным ядром площади Старого базара.

В 1822 году по повелению Синода храм был переведен в ранг Соборной церкви. Такое важное решение потребовало видоизменения и расширения прежнего храма, для чего был выбран типовой проект известного русского архитектора, академика Константина Андреевича Тона. В 1854 году началось сооружение нового величественного пятиглавого собора, а в 1860-м состоялось его освящение.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы с некогда возвышавшейся рядом с ним колокольней имеет величественный вид, общие черты роднят его с московским храмом Христа Спасителя, также построенного по проекту архитектора К.А. Тона. Сходство можно наблюдать и во внутреннем убранстве храма. В середине – второй половине XIX столетия в церковном искусстве широкое распространение получает так называемый русско-византийский стиль, выражавший идею наследования Российской империей византийских традиций и заветов Православия. Русско-византийский стиль отличают монументальность форм, величественный размах, пышность и репрезентативность. По всей России было построено множество храмов в этом стиле, зачинателем и приверженцем которого, безусловно, являлся академик К.А. Тон. Поэтому русско-византийский стиль нередко называют «тоновским».

Ростовский собор выполнен именно в этом ключе. В плане он представляет собой равноконечный крест, это двусветный четверик с пятью главами, с доминирующим центральным барабаном, увенчанным  главой в форме «луковица». Все пять барабанов прорезаны двенадцатью полуциркульными оконными проемами, сообщающими интерьеру ощущение пространства и света. Архитектурные вертикали замыкают килевидные закомары, им вторят завершения дверных проемов. В храм ведут массивные кованые двери, ступени выполнены из мрамора.

В интерьере Кафедрального собора Пресвятой Богородицы – четыре массивных пилона, несущие световой барабан и купол. Видную роль в убранстве храма играют живописные циклы на библейские и евангельские сюжеты, выполненные в академической манере масляными красками. На парусах изображены Святые Апостолы-Евангелисты, в куполе – Новозаветная Троица и ангелы. Свободные плоскости стен и пилоны расписаны орнаментальными фризами, в основе которых византийские растительные мотивы; пилоны и пилястры стен окрашены под мрамор. Решение о замене дорогостоящей лепнины высококачественными штукатурками было вызвано в свое время финансовыми соображениями, оно подтверждается документами, предшествовавшими строительству. В целом декор храма можно назвать довольно лаконичным: ровный спокойный тон окрашенных стен подчеркивает и акцентирует значимость росписей, которые покрывают стены не сплошным ковром, а расположены в нишах и на стенах в орнаментальном обрамлении. Большая часть орнаментов выполнена в технике альфрейной живописи, имитирующей стюковый (штукатурный) рельеф. Такое художественное решение помогает сосредоточить внимание молящихся на храмовых монументальных «иконах» и фризовых многофигурных композициях на евангельские темы.

Расположение росписей можно назвать классическим для храмовых построек середины – второй половины XIX века. Несмотря на то, что архивных сведений и документов о первоначальном выполнении монументально-декоративных работ пока не выявлено (большая часть документов БТИ и Государственного архива Ростовской области была утрачена в годы Великой Отечественной войны), по характеру живописи и ее композиции можно сделать предположение о том, что ее создание могло относится к моменту освящения собора в 1860-м году. Известно только, что расписаны стены храма были на средства потомственного почетного гражданина Ростова И. С. Панченко. По сохранившимся историческим сведениям, внешний и внутренний облик собора оставался практически неизменным до 1920-х годов. 

Бурные события российской истории, прежде всего, революционное лихолетье, повлекшее за собой закрытие многих храмов, не обошли Ростовский собор стороной. В 1930 – 1942 годах на его подворье размещался зверинец, сам храм использовался как склад. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на то, что собор вернули верующим, его постройки постепенно ветшали; в условиях военного времени были разрушены верхние ярусы колокольни. Со временем были разобраны южная и северная паперти храма. Тем не менее, православный собор уже не закрывали для прихожан. В 1950-х годах был возведен одноэтажный притвор, увенчанный главкой на невысоком барабане. На его своде в медальонах помещены изображения Святых и Праведников, в том числе Св. Димитрия Ростовского, в честь которого была названа крепость, давшая начало г. Ростову-на Дону.

Следует особо подчеркнуть, что состояние росписей было бы намного плачевней, если бы не бережное отношение духовенства и горожан к своему храму. Неоценимую лепту в сохранении уникального цикла стенописи внесли художники и иконописцы Иван Иванович Волков (1884 – 1962) и его жена Александра Васильевна Подорожная (1882 – 1940-е), возобновлявшие росписи в 1929 году. В начале 1950-х годов И.И. Волков вновь принимал участие в восстановлении живописи и поновлении храма. Тогда же по проекту ростовского архитектора Л.Ф. Эберга был возведен монументальный иконостас по аналогу разобранного в 1930 году в храме Христа Спасителя в Москве. В то время Секретарем Ростовской епархии был игумен Пимен (Извеков), будущий патриарх. Серьезное значение имела реконструкция 1980–2000-х годов территории и храмовых построек, сопровождавшаяся исследовательскими и восстановительными работами. 

К настоящему моменту вопрос о научной реставрации внутреннего убранства храма, прежде всего живописи, стоит довольно остро. Масляная роспись, столь традиционная для XIX столетия гораздо хуже выдерживает неизбежный ход времени, по сравнению с более устойчивой фреской. Масляная краска образует непроницаемую пленку на поверхности стены, из-за этого любые изменения температуры и влажности ведут к появлению трещин и шелушений, покровные слои темнеют. Не стал исключением и Ростовский собор. В процессе реставрационных осмотров зафиксированы трещины штукатурного слоя, трещины и участки отслоения красочного слоя. Общее загрязнение стен наблюдается по всей поверхности стен. Как уже отмечалось, стенопись несет следы нескольких чинок и поновлений. Все эти факторы привели к тому, что постепенно как бы скрывался художественный строй памятника, затушевались детали некоторых изображений, ведь зачастую сюжеты прописывались интуитивно, по несохранившейся либо видоизмененной основе.

Задачи текущей реставрации состоят в тщательном изучении памятника, в поиске и исследовании первоначальной живописной основы, утраченной или оказавшейся в самом низу своеобразного «слоеного пирога» из масляной краски на стене. Без сомнения, требуются и очень важны архитектурно-строительные реставрационные работы. Необходимы повсеместные укрепления грунта и красочного слоя, особенно остро этот вопрос стоит по отношению к верхней части собора. Не будут обойдены вниманием и требуют очень деликатного и бережного отношения реставрационные работы 1920 – 1950-х гг., выполненные художником И.И. Волковым. Одна из самых серьезных проблем заключается не только в укреплении основы, укладке вздутий краски и штукатурки, но в выравнивании общего художественного облика интерьеров памятника, стилистики его росписей, приведении их в соответствие с первоначальным замыслом созидателей ростовского собора Рождества Пресвятой Богородицы.     

Художник-реставратор, кандидат искусствоведения                                            Е.В. Кузнецова

2373 просмотра